Формирование исследовательских умений учащихся, организация учебного исследования в учреждениях образования является одной из самых актуальных проблем. Будущий специалист должен уметь самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это условие получает особую актуальность в современном динамично развивающемся информационном пространстве. Вопросам организации проектной и исследовательской деятельности было посвящено заседание педагогической мастерской 14 марта.
Методист филиала Скурат Е.В. актуализировала знания преподавателей о типологии учебных исследований, этапах исследовательской деятельности, требованиях к оформлению и содержанию исследовательской работы. Елена Викторовна отметила, что многие успешные исследования учащихся зачастую проигрывают на конкурсах исследовательских работ из-за неумелой презентации и защиты результатов исследования. К основным ошибкам, которые допускаются при защите результатов исследования, можно отнести: чрезмерный, сложный для восприятия аудитории, жюри объём информации; пересказ своей работы; попытки выстроить логику изложения на ходу; неспособность заинтересовать аудиторию.
Опытом работы по приобщению учащихся к проектной и исследовательской деятельности поделились Пилипенко Л.А. и Никитина Л.В.
Лариса Анатольевна заметила, что в сфере техники и технологий обязательным элементом дальнейшей конкурентоспособности наших выпускников является изучение методов технического творчества, таких как метод проб и ошибок, контрольных вопросов, использования случайностей, фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, морфологического анализа, мозговой атаки или «штурма», а также некоторым приемам решения технических задач. В результате проводимой с учащимися работы, они овладевают методами и приемами проектной и исследовательской деятельности, решают конкретные профессиональные задачи; учатся самостоятельно работать с информацией; обобщать изученный материал; проектировать последовательность и обеспечивать наглядность, научность, достоверность, доступность изложения материала выполняемого задания; формировать способность вырабатывать собственное мнение на основе осмысления опыта проведенной деятельности; строить умозаключения и логические цепочки доказательств собственной точки зрения на основе структурного, параметрического и математического анализа; выражать свои мысли ясно, четко, логично, корректно; выполнять действия осознанно, уверенно, целенаправленно, общаться на новом уровне, что в дальнейшем поможет адаптации в профессиональной среде.
Никитина Л.В. представила опыт подготовки учащихся к участию в научно-практических конференциях. Любовь Викторовна отметила, что исследовательская деятельность учащихся должна стать важнейшим средством, обеспечивающим его развитие и совершенствование. В связи с этим преподавателям необходимо активно вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность, координировать эту деятельность, быть связующим звеном, обеспечивающим первые шаги учащихся в мир науки. Учащийся 4 курса Галицкий Арсений – многократный участник и победитель НПК различных уровней, воспитанник Никитиной Л.В., представил свой взгляд на исследовательскую деятельность и её роль в жизни студента. По мнению Арсения «исследовательская деятельность – это союз учащегося, преподавателя и науки, умноженные на труд».
27 апреля в колледже пройдёт ХХ юбилейная научно-практическая конференция «Исследование. Проект. Поиск». Верим, что в истории колледжа зажгутся новые «звёздочки», родятся новые открытия, раскроются таланты исследователей.